Под электрическими облаками (2015)

(137 мин.)
Под электрическими облаками
для детей старше 12 лет

Возрастной рейтинг фильма:

Детально о кинофильме «Под электрическими облаками»

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ «ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ»

Съёмки первого блока фильма начались в 2012 году в Украине, а второго блока в Санкт-Петербурге в декабре 2013-го, а закончились в марте 2014-го. Производство фильма останавливалось на некоторое время из-за болезни Алексея Германа- старшего и завершения картины «Трудно быть богом».

В фильме принимали участие не только профессиональные артисты, но и люди без актёрского образования. Алексей Герман отсмотрел более 11000 человек. В результате кастинга одна из главных ролей досталась Виктории Коротковой, актрисе Санкт-Петербургского Большого Театра Кукол, и Луи Франку, музыканту группы Esthetic Education. Целый ряд ролей первого и второго плана был исполнен непрофессиональными актерами.

Также в фильме снимались Мераб Нинидзе (“Бумажный солдат”, “Из Токио”) и Чулпан Хаматова (“Garpastum”, “Бумажный солдат”, “Из Токио”). Мераб Нинидзе совмещал работу у Германа со съёмками у Стивена Спилберга. Чулпан Хаматова для работы в фильме “Под электрическими облаками” подстриглась под мальчика. На церемонии открытия Олимпиады в Сочи актриса из-за этого появилась коротко подстриженной.

Фактически весь художественный мир фильма рукотворен. Начиная от огромных памятников и заканчивая выставками современного искусства со сложнейшими проекциями. Все создавалось с нуля под руководством ведущего художника фильма Елены Окопной.

За монтаж декорации 5-ти метровой скульптуры Ленина в акватории Финского залива отвечали промышленные водолазы. Установка планировалась на глубине четыре метра с помощью плавучего крана. Были проведены несколько погружений для изучения рельефа дна и грунта. Непосредственно перед началом монтажа декорации началась штормовая погода, и съемки перенесли ближе к берегу.

Накануне первого съемочного дня фрагмент статуи Ленина был похищен местным жителем, который ночью вывез статую на внедорожнике. Свои действия он впоследствии объяснить не смог.

Съемки сцены прилета главных героев проходили в стерильной зоне нового терминала аэропорта «Пулково» за месяц до сдачи объекта Госкомиссии. Специально для съемок на территории терминала было полностью остановлено строительство.

Сцена из новеллы «Чужая речь» с проходом Карима в финале мимо кафе снималась на ж/д станции «Аэропорт» в оживленном районе Санкт-Петербурга. За 10 дней станция была полностью перестроена как внутри, так и снаружи под декорацию кафе-бара.

Для сцены стройки Карима было выбрано поле на дне высохшего летом водохранилища. В конце декабря из-за аномально теплой погоды поле площадью несколько квадратных километров превратилось в месиво. В последний съемочный день ударил мороз; сотни метров кабеля и часть хозяйственного оборудования пришлось оставить и вывозить уже через несколько месяцев.

Зачастую выбранные объекты были обнесены типовыми синими строительными заборами. В общей сложности за время съемок было демонтировано и установлено обратно несколько километров строительных заграждений.

Для сцены гибели архитектора на намывных территориях вблизи нового Морского порта была построена стройплощадка: опалубка, арматура, бетонные сооружения и несколько единиц крупной строительной техники, включая свайные машины, бульдозеры и экскаваторы.

Глубина отдельных кадров составляла несколько километров.

В одном из кадров буквально над головой актеров пролетает вертолет. Этот кадр снят без применения компьютерной графики.

Для сцены финальной выставки искусства было изготовлено три скульптуры высотой пять метров. Это не бутафорские конструкции, а полноценные арт-объекты.

Общая мощность осветительных приборов для создания художественного светового рисунка внутри только одной декорации «квартира Саши и Дани» составила 72кВт, для размещения всех приборов понадобилось 6 грузоподъемных автомобильных платформ и ограничения движения по одной из центральных улиц Санкт-Петербурга на три дня.

Большинство сцен решены сложнейшими многоплановыми однокадровыми решениями с движением персонажей внутри всей глубины кадра. Каждый натурный кадр, вошедший в монтаж фильма снимался строго в момент заката - в самый живописный природный режим.

Лауреаты Берлинского фестиваля, операторы Сергей Михальчук и Евгений Привин, ни разу не встречались на съемочной площадке.

После окончания съемок 1333 единиц было безвозмездно передано в костюмерный цех Ленфильма.

Центральный объект картины – недостроенный высотный дом. На разработку модели этого здания был проведен всероссийский конкурс. На конкурс поступило 160 работ. Победителем был признан проект Анны Ткачевой и Андрея Волынцева. Их имена указаны в титрах.

РЕЖИССЁР АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-МЛАДШИЙ О ФИЛЬМЕ «ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ»

«Для нас было важно попытаться через переплетение человеческих историй ухватить общее ощущение страны, которая, невероятно разная, наполнена противоречиями и несовместимыми, порой, умонастроениями. По сути дела, мы пытались вернуться к традициям большого русского классического романа с его комплексным подходом к действительности в разных ее сочетаниях. Поэтому каждая из глав это – новая, отличная от предыдущей, точка зрения. Как на футбольном матче, когда для того, чтобы разглядеть главное, т.е. саму игру, все время приходится менять углы зрения.

Не менее важно, что для нас искусство кинематографии всегда было неразрывно связанно с изображением и традициями живописи, наше кино — это попытка говорить языком, отправной точкой которого являются традиции импрессионизма. Это преломление действительности, а не копирование ее. Это не означает уход от правды или построение умозрительного пространства. Наоборот, преломление реальности позволяет более полно говорить о мире в его многообразии, полутонах и сложных сочетаниях. Если же говорить о коннотациях с реальностью, некоторые герои имеют своих прототипов, но не с точки зрения точного совпадения конкретных судеб, а с точки зрения человеческого устройства и определенной схожести обстоятельств.

Ну, и наконец, несмотря на то, что действие фильма происходит в близком будущем, мы не воспринимали наш фильм как фантастический. Задачей являлось не догонять время, а перегнать его. Остановиться. И ждать, пока время приблизится».

ЕЛЕНА ОКОПНАЯ, главный художник-постановщик, главный художник по костюмам

«В самом начале нашего пути мы столкнулись с очевидной проблемой — отсутствие эстетики в стране, в широком смысле этого слова. Если сейчас выйти на улицу и снимать современный город, мы не попадем, скажем, в Рим времен расцвета итальянского кино: дурная архитектура, плохие фактуры, дешевые краски. Мы много потеряли за двадцатый век. Поэтому хотелось создать свое художественное пространство, при этом абсолютно жизненное.

Мы выстраивали сложную художественную среду – объемную, обособленную, окончательную. Это невероятно сложно, но кино может стать событием только тогда, когда возникает синергия сложного. Именно поэтому я старалась собрать вокруг фильма максимальное количество талантливых людей, например, дизайнера Федора Возианова, молодых талантливых скульпторов, архитекторов. Их объекты и произведения можно будет увидеть в кино. Работа, которую они проделали – колоссальна, поэтому мы планируем, уже после выхода картины, сделать большую выставку, посвященную всем тем художественным историям, которые родились в процессе работы».

ЛУИ ФРАНК, актёр фильма

«Совсем не понимаю, каким образом Алексей Герман нашел меня. Я определенно не снимался до этого момента в кино, и точно – не в русских фильмах, поэтому очень нервничал перед кастингом на Ленфильме. Но еще до встречи в павильоне у нас состоялась достаточно непринужденная беседа по скайпу, которая настроила меня позитивно.

Я еще не видел фильм целиком, лишь то, что Алексей показывал мне на площадке. Даже не представляю до конца свой персонаж, уверен зритель составит свое мнение сам. Но что чувствовал я – это то, что мой герой – странник, который совсем не знаком с миром, в котором живет.

Еще я никогда не забуду погоду – непредсказуемую, безжалостную. Съемки были сложные, но все мы были объединены одной идеей, которая нас поддерживала».

МЕРАБ НИНИДЗЕ, актёр фильма

«Физическое ощущение холода добавляет остроты на площадке. Мне это помогает. Герман дает шанс прожить персонаж, а не сыграть его. Это очень интересно – достигать цели таким прямым способом – погрузив его в стопроцентно натуральную среду. С другой стороны нелегко работать в таком открытом пространстве, когда не за что спрятаться, где камера в любой момент готова вернуться, чтобы взять крупный план. Но это для артиста шанс выразиться в новом качестве, превзойти свои возможности. Как только выходишь из зоны комфорта, понимаешь, на что можешь быть способен.

Главная трагедия моего героя в том, что он ничего не смог из того, что хотел сделать. Он это понимает и решается на глобальный для себя поступок – который не меняет мир, но меняет вокруг него расстановку и определяет для него новое место в этом мире. Он встает и протестует, открыто. Хотя понимает, что потеряет свое, пусть маленькое, но благополучие. Он не пытается найти общее с новыми «владельцами» его маленького мира – богачами, которые хотят все перекупить и перепродать… Он остается честным человеком».

ЧУЛПАН ХАМАТОВА, актриса фильма

«Когда я готовилась к роли, то изучала все, что только могла найти про наркозависимых людей. И я нашла словарик, который выпускают специально для родителей, чтобы они могли вовремя почувствовать, определить проблему в семье. В лексиконе детей появляются слова – такие маркеры, на которые обязательно нужно обратить внимание и бить тревогу. Вот одно из них – «герман», означающее героин.

Мой персонаж – это сублимация апатии. Вообще, это кино, как я поняла, Лешино высказывание про современный мир, который с моим личным миром очень даже перекликается. Есть моменты совершенно в унисон. Мой герой, как раз, представляет вот эту всю «вытяжку» смысловую. Точнее – потери смысла, не желания жить. Это просто живой труп…

Фильм дает возможность проанализировать, посмотреть на себя со стороны. Это ведь тоже важно. Природа человеческая всегда была так устроена, что она с этим мирозданием не сможет примириться. Мы можем только видеть, анализировать, рассчитывать, давать диагнозы. Дать верный диагноз – самое важное. Это начальный этап «лечения».

ВИКТОРИЯ КОРОТКОВА, актриса фильма

«У моей героини несгибаемое чувство собственной правды внутри. В этом мы с ней похожи. Еще меня очень тронула ее «автоматичность». Она глухая, носит слуховой аппарат. Поэтому если она не согласна с кем-то или чем-то, то просто снимает его. Буквально отключается от внешнего мира. В этом, конечно, и большая доля юмора есть. За ней и грустно и одновременно смешно наблюдать».

АНАСТАСИЯ МЕЛЬНИКОВА, актриса фильма

«Это была первая моя работа с Лешей. Это фантастическое сочетание двух несовместимых для меня вещей. Я считала, что актриса может работать или в театре или в кино. Для меня это две совершенно разные профессии. Впервые в моей жизни на съемочной площадке я попала в театр.

Я бы очень не хотела оказаться на месте своей героини. Это судьба невероятно талантливого человека, который в нужное время не оказался в нужном месте. Она «настоящая» женщина – ее счастье и особенность характера в том, что она способна быть счастливой только когда рядом с ней человек, которого она очень любит. Она намного сильнее меня, глубже. При ее жестком характере и непримиримости вот эта жертвенность. Не думаю, что я была бы способна на подобную самоотдачу.

Моя героиня не просто персонаж, она олицетворение целого класса людей. Ее личная история – это судьба русской интеллигенции. У нее огромный потенциал, но все что она имеет – это работа в музее».

ПРОДЮСЕР ФИЛЬМА АРТЕМ ВАСИЛЬЕВ О ПРОЕКТЕ «ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ»

«Идея фильма появилась в 2009 году. Это был естественный процесс для меня и режиссера: мы как раз закончили предыдущую картину Алексея, и плавно перешли от одного фильма к другому. Семки начались уже в начале 2012 года.

Сразу было понятно, что проект будет достаточно масштабный, что необходимо привлекать дополнительных партнеров. Мы представляли проект практически на всех серьезных форумах – Cinemart в Роттердаме, смотр в Каннах, фестиваль PÖFF в Таллинне, Connecting Cottbus в Германии…

Так появились польские сопродюсеры – Дариуш Яблонский – президент Польской киноакадемии, а позже – и Кшиштоф Занусси, который, прочитав сценарий, стал всячески его поддерживать. Потом подключились и украинские продюсеры – Сергей Антонов и Егор Олесов. Кажется, все это было очень давно; мы работали над фильмом долгие 5 лет, за которые много изменилось – и в кино, и в мире.

Когда заболел Алексей Юрьевич, и нам пришлось остановить проект, чтобы Герман-младший смог завершить картину отца. Взяться с новыми силами за фильм после такой трагедии – очень сложная задача; именно тогда показалось, все может рухнуть. В этот момент очень помог Андрей Савельев – руководитель всех съемок в Петербурге. Он сдвинул нас с мертвой точки – и финансово и психологически.

Герман-младший отчасти запечатлел и ситуацию в Европе. Его картина универсальная, мне кажется, просто на русской почве основная идея фильма приобретает более усугубленные черты.

Фильм предполагает серьезный разговор со зрителем. Он не мрачный, не неуютный, - он просто сложный. Иногда зритель не может объяснить, сформулировать для себя основную идею, но он не сомневаясь говорит «я тоже это чувствую». «Под электрическими облаками» объединяет в себе два начала – интеллектуальное и чувственное, поэтому люди разных национальностей и «культур» найдут в нем каждый свое».

АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ, продюсер

«Для меня эта картина не про историю России, и не о постсоветском пространстве. Это не бывшая, нынешняя или будущая история нашей страны. Это история отдельных личностей, которые в эпоху глобализации не могут найти себе места. Но это именно те люди, мимо которых нельзя проходить и нельзя потерять. Потому что их характер уникален, и человечество без таких героев просто погибнет.

Я очень люблю новости в фотографиях. Есть такой портал в интернете, где вместо текстов огромное количество снимков всего, что сейчас происходит в мире. Я запомнил очень тяжелый, но ценный кадр, на котором девочка смотрит на дверь, пытается заглянуть как бы за нее; их семья очень бедная, не способна оплачивать аренду, и она боится, что их выселят из квартиры, что они окажутся на улице... Вот герои Алексея Германа-младшего, независимо от своего социального статуса, тоже все находятся под открытым небом. Но все они люди, и заслуживают того, чтобы общество относилось к ним по-другому.

Мы совсем забыли про слово «милосердие». На протяжении всего фильма мы наблюдаем практически документальную историю героев (при всей художественности пространства), но мы не видим, чтобы окружающий мир был к ним милосерден. Он либо агрессивен, либо равнодушен. Это, на мой взгляд, глобальное состояние общества и ключевое звено фильма. Поэтому картина Алексея Германа одним своим появлением несет очень грустную, но гуманистическую идею. Я надеюсь, мы к этой идее сумеем прислушаться».

РУШАН НАСИБУЛИН, продюсер

«Я участвовал еще в создание эпохального фильма Германа-старшего «Трудно быть богом». Наверно, эта «зависимость» еще оттуда – к интересному кино. Для меня этот вопрос научно не объясним, но Алексей Герман-младший получил, кажется, на генном уровне от своего отца восприятие действительности и художественный вкус, притом, делает он кино совершенно свое.

Конечно, после продолжительных съемок с Германом-старшим было опасение вступить в эту воду дважды – «Под электрическими облаками» проект тоже непростой. Но я видел предыдущие фильмы Алексея Германа, посмотрел отснятый материал, почитал интервью… Я понял, что он может сделать уникальное кино, европейское, безусловно.

Я люблю российское кино. Наше кино, пусть медленно, но меняется. И в последнее время стали появляться картины, которые интересно смотреть, легко прочувствовать, тяжело объяснить. Эти фильмы для массового восприятия сложны, но необходимы. Зачастую, они не имеют большого проката, поэтому надеюсь, что Берлинский кинофестиваль поможет картине найти аудиторию здесь, в России».

КШИШТОФ ЗАНУССИ, продюсер

«…Мне хватит одного шедевра, а таким я считаю "Левиафана" Звягинцева, например. Я посмотрел эту картину и уже могу сказать: да, этот кинематограф в прекрасном состоянии! Хватит и одной такой картины. А я еще видел новую картину Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками", и это тоже великая картина. Если такие две в этом году существуют, значит, кино в хорошем состоянии. А сколько там всего производится, десяток или сотня малозначительных картин, это уже не столь важно».


Отзывы зрителей о фильме (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новое кино онлайн | Ovideo.Ru

  • Постер фильма «Стартап.ком»

    Стартап.ком

    О друзьях детства — Калейле Исазе Тузмане и Томе Германе и о создании ими знаменитого сайта GovWorks.com, позволившего рядовым гражданам напрямую общаться с местными властями. Всего за год молодые предприниматели…...
    07.03.2016
  • Постер фильма «Звероферма»

    Звероферма

    Мультфильм является экранизацией повести Джорджа Оруэлла "Скотный двор" Когда-то мистер Джонс владел процветающей и доходной фермой, но сейчас его дела шли из рук вон плохо. Из-за невозможности решить свои проблемы…...
    04.03.2016
  • Постер фильма «Пешаварский вальс»

    Пешаварский вальс

    Английский журналист и его друг - французский врач - едут в лагерь, где находятся пленные русские "афганцы", чтобы взять у них интервью. Неожиданно пленные восстают и захватывают лагерь. Трагизм ситуации…...
    04.03.2016
  • Постер фильма «Книга джунглей (1994)»

    Книга джунглей (1994)

    Выросший в джунглях среди диких животных Маугли влюбляется в Кэтлин, дочку полковника Джефри Брайдона, с которой он был знаком еще до того, как потерялся в джунглях. Но подлый жених Кэтлин,…...
    04.03.2016
  • Постер фильма «Приходи как есть»

    Приходи как есть

    История трех молодых людей, обожающих красивую жизнь, но ни разу не спавших с женщиной, потому что один из них слеп, второй передвигается на коляске, а третий и вовсе парализован. В…...
    03.03.2016

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

ТОП 100 фильмов по жанрам

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали