Гид киноизвращенца: Идеология (2012)

(135 мин.)
Киногид извращенца: Идеология
для детей старше 16 лет

Возрастной рейтинг фильма:

Детально о кинофильме «Гид киноизвращенца: Идеология»

10 причин посмотреть фильм

# Понять, почему покупать капучино полезно для детей Гватемалы # Постичь трансцендентальный смысл «Кока-колы» и метафизическое значение «Киндер сюрприза» # Узнать, почему «Ода к радости» Бетховена не так уж и радостна, … # … а фашизм не так уж плох, но «Рамштайн» все равно лучше # Успокоиться тем, что в трагедии 11 сентября Достоевский не виноват # Всплакнуть о Леонардо ди Каприо, страдающем из-за «голливудского марксизма» # Всплакнуть еще больше, когда Алеша встретит Наташу благодаря божественному покровителю всех влюбленных — товарищу Сталину. # Разобраться, какой Большой Другой больше всех других Больших Других # Познакомиться с самой атеистической религией мира — христианством

# Стать извращенцем. "Джаст би ёрсельф", как сказал бы Жижек

Развернутый синопсис

Так же, как и «Киногид извращенца» 2006 года, фильм «Киногид извращенца: Идеология» - это фундаментальное киноисследование, созданное философом и психоаналитиком Славоем Жижеком на основе своих научных трудов.

В фильме делается предположение, что сегодня мы не обязаны выполнять свой жизненный долг, принося жизнь в жертву идеологии, но, тем не менее, мы идеологически интерполированы, воспринимаясь общественными лидерами как «субъекты удовольствий».

Сегодня от нас требуют «наслаждаться» - говорит Жижек. Наслаждения - наша обязанность. Культовый классический фильм Джона Карпентера «Чужой среди нас» разоблачает эту истину через изобретение, которое Жижек называет «очки для критики идеологии»: очки, в которых видимыми становятся скрытие идеологические посылы.

Жижек проводит разницу между простыми удовольствиями и наслаждениями. Наслаждение находится за пределами удовольствия и включает удовольствие от боли. Желание определяется тем, что недостижимо - таким образом, поиск желаемого никогда не прекращается. Жижек исследует, каким образом религиозная идеология работает с этой идеей на примере рекламы Coca-Cola, которая явно демонстрирует пропагандирование «обязанности желать» определенные продукты. Кола обещает нам «ЕГО»: «Coca-Cola - вот ОНО!». Шоколадные яйца «Киндер-сюрприз», при этом, материализуют это скрытое «ОНО» в пластмассовой игрушке, спрятанной за оболочкой.

Мечту о гармоничном мире Жижек исследует через культурологические смыслы использования «Оды к радости» Бетховена: через это музыкальное произведение видно, как социальные противоречия постоянно мешают простому эмоциональному импульсу, который создает «Ода». «Киногид извращенца: Идеология» прочитывает 9-ую симфонию Бетховена как противоположность «Заводному апельсину», «Вестсайдской истории» и Лондонским беспорядкам 2011 года. Взрывы агрессии в Лондоне преподносятся как дикий импульс, когда слова и “потребительство” терпят крушение.

«Киногид извращенца: Идеология» рассматривает ключевые моменты истории кино, которые подчеркиваются в фильме современными событиями и историческими фактами прошлого. Таким образом «Таксист» Скорсезе демонстрирует, что идеология, определяющая наши помыслы - это ложь, прикрытая нашей неспособностью постичь мир и нашу роль в нем. Вспышку насилия Тревиса Бикла, героя этого фильма, можно с легкостью приравнять к тому, что совершил Андерс Брейвик в Осло.

Классика Спилберга «Челюсти» используется Жижеком для того, чтобы объяснить, почему в принципе возможно появление самых экстремистских идеологий в истории человечества: фашизма, нацизма, антисемитизма. Как нацизм через пропаганду становится идеологией и почему мы «покупаемся» на него и следуем за ним, рассматривается на примере фильмов «Триумф воли», «Кабаре», а также деятельности немецкой рок-группы Rammstein.

Действие фильма постоянно перемещается от прошлому к настоящему. Мы узнаем о том, когда идеология современного капитализма активизирует наше чувство долга, например, в решении экологических проблем. То, что создает капитализм - это мусор; в фильме вы видим это в кадрах, снятых в пустыне Мохаве на кладбище старых самолетов. Эти застывшие бесполезные машины - исторические объекты, выброшенные из бесконечного репродуктивного капиталистического цикла, воплощают идею «инерции реальности» из апокалиптического фильма «Я легенда».

Еще один огромный мертвый объект Жижек находит в бессмертном блокбастере Кэмерона: останки потерпевшего крушение Титаника, символизирующие «застывшее удовольствие». Главные герои фильма разрушают законы классовой борьбы и классового разделения, основу капиталистического общества, и кораблекрушение символизирует этот слом. Кэмерон со своим «Голливудским марксизмом» явно стремится донести до зрителя эти важные и сложные смыслы, в то же время в этом фильме наипрекраснейшем образом увековечена иллюзия «вечной любви», оплоте мэйнстримового кино с его логикой «создания пары». Такая схема трансляции идеологических посылов используется не только американцами: в советском блокбастере «Падение Берлина», чей сценарий создавался в соавторстве со Сталиным, история любви используется только для того, чтобы рассказать о героизме советского народа и самого Сталина, без которого Советский союз не смог бы одолеть фашистскую Германию.

На примере фильмов «Цельнометаллическая оболочка», «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» и «Если» Жижек рассказывает, что в Американской и английской военных системах закрытых школ есть неписанные правила и непристойные обычаи, который позволяют этим системам функционировать. Эта идея помогает понять, откуда взялись фотографии, сделанные американскими военными в тюрьме Абу Грэйб, на которых запечатлены унижения и пытки иракских заключенных. Но по Жижеку выжить в закрытых сообществах может только тот, кто сохраняет ироничную дистанцию с законами и правилами.

А что насчет исполнения общественного заказа? Жижек противопоставляет Джокера из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана Бэтмену и остальным персонажам, олицетворяющим управление обществом посредством основного инструмента - лжи. «Если Бога нет, то все позволено» - цитирует Жижек Дмитрия Карамазова, утверждая, однако, что Ф.М. Достоевский отстаивает как раз противоположную точку зрения: «Если Бог есть, то все позволено». Это означает, что вера в высший порядок и некого абстрактного «Большого Другого» оправдывает насилие и жестокость. Суть «Большого Другого» простирается далеко за пределы религиозного фанатизма: например, советская идеология существовала благодаря вере в то, что все происходящее, в том числе жертвы, которые приносит «народ», необходимо для великой мировой коммунистической революции.

Но Большой Другой не только дает людям смысл существования, но и действует для нас, как некий совершенный свидетель нашей жизни. В «Короткой встрече» Дэвида Лина мы видим, что если этот свидетель принимает форму реального человека, все рушится, оставляя нас наедине с самими собой. Финал фильма объясняет, что происходит, когда мы пытаемся освободиться от какой-либо идеологии. Неожиданно способ освобождения находится в фигуре Иисуса Христа: на примере «Последнего искушения Христа» Скорсезе Жижек предлагает зрителям радикальное прочтение смысла христианства и атеизма.

Как мы сможем "переродиться", освободиться от кандалов, которыми мы прикованы к идеологическим рамкам? "Вторые" Джона Франкенхаймера рассказывают историю отчаявшегося мужчины, который в буквальном смысле обретает новую жизнь, полностью меняя внешность, окружение, место жительства, занятие, но он не в силах изменить свои мечты, и расплачивается за это смертью. Жижек применяет свои рассуждения о мечтах в сцене массовой оргии в «Забрийском Поинте», как в отправной точке исследования принципиальной возможности мечтать вне пределов существующей идеологии.

«Мы не просто подчиняемся своим мечтам: они приходят к нам из неизмеримых глубин и мы не можем ничего с этим поделать. Наши мечты формируют наши желания, а желания - это не объективные факты. Мы создали их, подчиняемся им и, в конечном итоге, отвечаем за них», говорит Жижек. «Киногид извращенца: Идеология» показывает, как кино - искусство воплощения мечты, - разоблачает законы и формы идеологии.

В 2012-м году, когда планету, нуждающуюся в переменах, захлестнула волна протестов, Жижек призывает нас быть реалистами: требовать перемен в социальном и экономическом устройстве мира и выходить за рамки капитализма. И даже если утопические мечты потерпят крушение, нельзя становиться циниками: нужно продолжать надеяться и бороться как «духи, неудавшихся революций, блуждающие по миру, вечно неудовлетворенные реальностью, которые однажды обретут свой дом в новой свободе»!

О работе над фильмом

«Киногид извращенца: Идеология» создавался на основе разговоров и обменов письмами между Софи Файнс и Славоем Жижеком. Во время съемок Жижек работал в рамках согласованных тем, но без предварительного сценария.

Софи Файнс: «Мы изменяли материал в последнюю минуту. Самое главное в съемке и редактировании была гибкость. Создание фильма было по-настоящему совместным проектом».

Славой Жижек: «Все самые тяжелые обязанности лежали на Софи. У меня была легкая работа. Хотя она не философ по профессии, она не только понимала, о чём я говорю, но и транслировала это визуально. Единственное, что мне не понравилось - это опыт актёрства. Эти репетиции, постоянное «ещё раз, ещё раз». Для меня это было ужасно. Все остальное было смешно. Но актёром я не буду никогда».

Софи Файнс: «Я не ждала от Славоя большого актёрства, хотя он обладает блестящим чувством времени и предвосхищал все наши идеи и держал их в своей голове. Он использовал юмор для более глубокого понимания его теории».

Об идеологии

Славой Жижек: «Идеология – это неотъемлемая часть нашей обыденной жизни. Мы не занимаемся пропагандой. Мы хотим заставить людей думать. Фильм предлагает нам понять, где мы сейчас находимся. В этом смысле наше кино, прежде всего, прогрессия».

Софи Файнс: «Идеология – главная тема научных работ Жижека. Основываясь на своих исследованиях в области психоанализа, он выстраивает совершенно новое понимание того, как устроен мир. И именно сейчас этот фильм наиболее актуален. Объединить все идеи в одно целое было очень захватывающим процессом. Из примеров, которые распределены между кино, музыкой, историей и текущими событиями, вырисовывается идеология, будто мерцающая анимированная красочная рамка, охватывающая все сообщества. Я благодарна Славою за его щедрость, доверие и, конечно, за его феноменальное чувство юмора».

Цитаты Славоя Жижека

  • Кино — это предельно извращённое искусство. Оно не дает вам то, что вы желаете, оно говорит вам как желать.
  • Нам необходимо кино, в буквальном смысле слова, чтобы понять сегодняшний мир. Лишь в кино мы можем увидеть жизненно важное измерение, с которым мы не готовы столкнуться в реальной жизни. Если вы пытаетесь понять, что в реальности более реально, чем она сама, смотрите художественные фильмы.
  • Если у вас нет возможности сходить в кино, сходите в туалет.
  • Мы отвечаем за свои мечты. Это основной урок психоанализа и художественного кино.
  • Кажется, Бог недооценил нас, подумав: «Зачем мне все просчитывать до конца — до атома? Люди все равно не врубятся.
  • Философы опаснее воров. Например, вор крадет, но он уважает частную собственность. Он просто хочет немножко ее перераспределить, чтобы ему отпал лакомый кусочек. А Маркс предлагает отказаться от частной собственности вообще.
  • Все тоталитарные режимы — хрупкие, потому что они построены на образах и верят им. Поэтому, если придумать яркий образ, как это сделали Pussy Riot, власть начинает штормить.
  • «Здоровое» потребление — это когда потребляешь что-то без его реальной сущности: пончики без сахара, кофе без кофеина, секс без секса.

Цитаты из фильма «Киногид извращенца: Идеология»

  • Идеология – это урна, из которой мы все едим.
  • Человека надо заставлять быть свободным.
  • Свобода — это больно.
  • Cделай вид, что отрекаешься, и получишь все, что пожелаешь.
  • Товар — это предмет, наполненный идеологическими, даже метафизическими смыслами.
  • Желание - это всегда еще и желание самого желания.
  • Фантазии не только личное дело отдельных людей, фантазии — это основная материя, из которой сделана наша идеология.
  • Фашизм, в своей основе, явился консервативной революцией.
  • Капитализм постоянно пребывает в кризисе. Именно из-за этого он кажется практически неуничтожимым.
  • В полностью атеистическом мире вы отвечаете не только за исполнение своего долга, но и за определение того, что вашим долгом является.
  • Главный урок психоанализа и художественного кино: мы в ответе за свои мечты.
  • Никакой лед в мире не сможет убить настоящую идею.

Смотреть трейлер фильма «Гид киноизвращенца: Идеология» на русском онлайн


Отзывы зрителей о фильме (0)

Обсуждение
Ваш комментарий:

Новое кино онлайн | Ovideo.Ru

  • Постер фильма «Стартап.ком»

    Стартап.ком

    О друзьях детства — Калейле Исазе Тузмане и Томе Германе и о создании ими знаменитого сайта GovWorks.com, позволившего рядовым гражданам напрямую общаться с местными властями. Всего за год молодые предприниматели…...
    07.03.2016
  • Постер фильма «Звероферма»

    Звероферма

    Мультфильм является экранизацией повести Джорджа Оруэлла "Скотный двор" Когда-то мистер Джонс владел процветающей и доходной фермой, но сейчас его дела шли из рук вон плохо. Из-за невозможности решить свои проблемы…...
    04.03.2016
  • Постер фильма «Пешаварский вальс»

    Пешаварский вальс

    Английский журналист и его друг - французский врач - едут в лагерь, где находятся пленные русские "афганцы", чтобы взять у них интервью. Неожиданно пленные восстают и захватывают лагерь. Трагизм ситуации…...
    04.03.2016
  • Постер фильма «Книга джунглей (1994)»

    Книга джунглей (1994)

    Выросший в джунглях среди диких животных Маугли влюбляется в Кэтлин, дочку полковника Джефри Брайдона, с которой он был знаком еще до того, как потерялся в джунглях. Но подлый жених Кэтлин,…...
    04.03.2016
  • Постер фильма «Приходи как есть»

    Приходи как есть

    История трех молодых людей, обожающих красивую жизнь, но ни разу не спавших с женщиной, потому что один из них слеп, второй передвигается на коляске, а третий и вовсе парализован. В…...
    03.03.2016

Новые рецензии кино

СВЕЖИЕ ОБЗОРЫ

ТОП 100 фильмов по жанрам

Самые интересные разделы кино на Ovideo.Ru

Кинофестивали